Энциклопедия здоровья МОСЛОР

СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейроповеденческое расстройство развития, которое проявляется в детском возрасте и может сохраняться у взрослых. Оно характеризуется стойкими трудностями с концентрацией внимания, чрезмерной активностью и импульсивностью, которые не соответствуют возрасту и уровню развития ребенка. Поведение таких детей часто отличается несобранностью, высокой отвлекаемостью и несдержанностью.

Впервые симптомы, напоминающие СДВГ, были описаны немецким врачом Г. Хоффманом в середине XIX века. Как самостоятельное диагностическое понятие СДВГ был выделен относительно недавно, в 1980 году. Распространенность синдрома среди школьников варьируется, затрагивая от 4% до 28% учеников, при этом у мальчиков он диагностируется в 2 раза чаще, чем у девочек.

СДВГ является комплексным состоянием, требующим междисциплинарного подхода к диагностике и лечению, включающего как медикаментозные, так и немедикаментозные методы.

Содержание

Причины СДВГ

Точные причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности до конца не установлены. Однако предполагается, что СДВГ обусловлен комплексным взаимодействием нейробиологических факторов, приводящих к нарушениям созревания головного мозга и дисфункции центральной нервной системы.

Основные группы факторов:

  • Генетические факторы: Исследования подтверждают высокую наследуемость СДВГ. У детей, чьи отцы имели СДВГ, риск развития синдрома значительно выше. Идентифицированы мутации в генах, отвечающих за работу дофаминергической и серотонинергической систем, которые чаще встречаются у людей с СДВГ.
  • Биологические факторы:
    • Пренатальные: Возраст матери (слишком юный или старше 35 лет), стресс во время беременности, хронические заболевания и вредные привычки у будущей мамы, гестозы.
    • Перинатальные: Гипоксия плода, осложненные роды, недоношенность или переношенность, травмы шейного отдела позвоночника.
    • Постнатальные (в младенчестве): Перенесенные нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, отравления нейротропными веществами, прием некоторых лекарств.
  • Психосоциальные факторы: Неблагоприятная обстановка в семье, конфликты между родителями, злоупотребление алкоголем родителями, гиперопека или педагогическая запущенность, применение физических наказаний, распад семьи.
  • Токсические факторы: Чрезмерное воздействие определенных веществ (например, свинца, некоторых пищевых добавок), дефицит полиненасыщенных жирных кислот Омега-3, недостаток некоторых витаминов и микроэлементов (железа, магния, фолиевой кислоты), а также несбалансированное питание с избытком быстрых углеводов.

Важно отметить, что у большинства детей развитие СДВГ связано с комбинацией нескольких из этих факторов.

Патогенез

Патофизиологические механизмы СДВГ активно изучаются, но до конца не ясны. Современные теории преимущественно рассматривают синдром с позиций нейробиологии и нейропсихологии.

Ключевые патогенетические механизмы:

  • Нейробиологическая концепция: Предполагает нарушение метаболизма нейромедиаторов, в первую очередь дофамина и норадреналина. Эти вещества играют важную роль в регуляции внимания, исполнительных функций, памяти, обучения и эмоционального поведения. Дисбаланс нейромедиаторов и изменение чувствительности рецепторов могут приводить к снижению активирующей функции ретикулярной формации, что нарушает процессы планирования, самоконтроля и регуляции поведения.
  • Нейропсихологическая концепция: Рассматривает СДВГ как следствие врожденной незрелости определенных структур мозга, отвечающих за внимание и двигательную активность (ретикулярная формация, таламус, префронтальная кора, базальные ганглии, мозжечок). Это приводит к задержке развития управляющих функций, необходимых для целенаправленной деятельности и осознанного поведения. В результате у детей с СДВГ наблюдаются дефицит произвольного внимания, нарушения рабочей памяти и сложности с торможением реакций. Данные функциональной МРТ подтверждают сниженную активность лобной коры и подкорковых структур у таких пациентов.

Классификация

СДВГ классифицируется на основе преобладания тех или иных симптомов, а также с учетом наличия сопутствующих нарушений и степени выраженности проявлений.

По преобладающим симптомам (диагностические типы):

  • Невнимательный тип: Преобладают трудности с концентрацией внимания, при этом гиперактивность и импульсивность выражены незначительно или отсутствуют.
  • Гиперактивно-импульсивный тип: Доминируют гиперактивность и импульсивность, в то время как дефицит внимания выражен меньше.
  • Комбинированный тип: Наиболее распространенная форма, при которой в равной степени выражены все три основных симптома: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

По наличию сопутствующих нарушений:

  • Простая форма: Присутствует только СДВГ, без сопутствующих психических или неврологических заболеваний.
  • Осложненная форма: СДВГ сочетается с другими нарушениями, такими как:
    • Церебрастеническая (повышенная утомляемость, головные боли, вегетативная дисфункция).
    • Неврозоподобная (тики, энурез, заикание).
    • Сочетанная (расстройства аутистического спектра, эпилепсия, тревожные или депрессивные расстройства).

По степени выраженности симптомов (на основе оценочных шкал):

  • Минимальная: Поведение ребенка лишь незначительно отличается от поведения здоровых сверстников.
  • Легкая: Трудности в поведении становятся заметны в новых или непривычных условиях.
  • Умеренная: Возникают выраженные сложности с дисциплиной и вниманием, особенно в школьной среде.
  • Выраженная: Наблюдаются серьезные проблемы с общением и поведением в различных ситуациях.

Симптомы СДВГ

Клиническая картина СДВГ складывается из трех основных групп симптомов: гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания. Выраженность и сочетание этих симптомов могут варьировать у разных детей и меняться с возрастом.

Проявления гиперактивности:

  • Чрезмерная двигательная активность, неусидчивость. Ребенку трудно оставаться на месте, сидеть спокойно.
  • Бесцельные движения, суетливость, гримасничанье.
  • Постоянное желание бегать, прыгать, лазать, даже в неподходящей обстановке.
  • Чрезмерная разговорчивость.
  • Нарушение координации движений, неуклюжесть.

Проявления импульсивности:

  • Трудности с ожиданием своей очереди.
  • Перебивание других людей в разговоре или игре.
  • Необдуманные действия и поступки, часто игнорирование правил безопасности.
  • Полевое поведение – мгновенная реакция на любой внешний стимул.

Проявления дефицита внимания:

  • Трудности с концентрацией на задачах или играх.
  • Частая отвлекаемость на посторонние звуки, события или собственные мысли.
  • Неспособность доводить начатое до конца.
  • Забывчивость, потеря вещей.
  • Трудности с выполнением инструкций, совершение ошибок по невнимательности.
  • Низкий темп деятельности.

Особенности симптоматики в разном возрасте:

  • Дошкольный возраст: Могут отмечаться задержка моторного развития, трудности с освоением бытовых навыков (еда ложкой, питье из чашки), неуправляемость, склонность к шумным играм, частая смена занятий. Возможны речевые нарушения.
  • Школьный возраст: Симптомы становятся более выраженными, что приводит к проблемам в учебе и поведении в классе. Трудности с концентрацией, выполнением заданий, организации домашней работы. Часто наблюдаются специфические нарушения обучения (дисграфия, дислексия, дискалькулия). Возникают сложности во взаимоотношениях со сверстниками из-за конфликтности и агрессивности.
  • Подростковый возраст: Сохраняются проблемы с самоконтролем, повышается риск травматизма и асоциального поведения (бродяжничество, употребление психоактивных веществ). Низкая самооценка, конфликты с окружающими.
  • СДВГ у взрослых: У половины пациентов симптомы сохраняются. Проявляются в неорганизованности, трудностях с планированием, неспособности завершать начатое, неудовлетворенности жизнью. Могут наблюдаться проблемы в личных отношениях и профессиональной сфере.

Осложнения

СДВГ может приводить к целому ряду осложнений, затрагивающих различные сферы жизни ребенка и взрослого.

Наиболее частые осложнения:

  • Проблемы в обучении: Стойкая школьная неуспеваемость, трудности с освоением учебной программы.
  • Социальные трудности: Сложности во взаимоотношениях со сверстниками, конфликты, социальная изоляция.
  • Поведенческие проблемы: Девиантное поведение, склонность к рискованным поступкам, правонарушения.
  • Зависимости: Повышенный риск развития алкогольной и наркотической зависимости в подростковом и взрослом возрасте.
  • Психические расстройства: Высокая коморбидность СДВГ с другими психическими нарушениями, такими как оппозиционно-вызывающее расстройство, тревожные расстройства, депрессия, биполярное расстройство.
  • Низкая самооценка: Частые неудачи в школе и социальных контактах могут приводить к формированию низкой самооценки.

Эти осложнения могут значительно ухудшать адаптацию в социуме и снижать качество жизни как в детском, так и во взрослом возрасте.

Диагностика

Диагностика СДВГ является комплексным процессом, требующим оценки поведения ребенка в различных ситуациях и исключения других возможных причин наблюдаемых симптомов. Средний возраст обращения за помощью приходится на 8-10 лет.

Основные методы диагностики:

  • Клинические критерии: Диагноз устанавливается на основании соответствия поведения ребенка диагностическим критериям, описанным в DSM-V (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам). Необходимо наличие определенного количества симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые наблюдаются в течение не менее 6 месяцев и проявляются в нескольких сферах жизни (например, дома и в школе).
  • Сбор анамнеза: Важную роль играет подробное интервью с родителями или опекунами о развитии ребенка, особенностях его поведения, семейной обстановке.
  • Психологическое тестирование: С помощью специализированных тестов и опросников оцениваются когнитивные функции (внимание, память, мышление), двигательная активность, речевое развитие, особенности поведения. Существуют адаптированные опросники для родителей, учителей и самих детей.
  • Оценочные шкалы: Использование стандартизированных оценочных шкал (например, шкалы Коннерса) позволяет оценить выраженность симптомов СДВГ.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ): Метод позволяет оценить электрическую активность головного мозга, выявить возможные признаки незрелости или дисфункции определенных отделов, а также исключить эпилепсию.

Дифференциальная диагностика

Проведение тщательной дифференциальной диагностики необходимо, чтобы отличить СДВГ от других состояний, которые могут проявляться схожими симптомами.

Заболевания и состояния, с которыми проводится дифференциальная диагностика:

  • Расстройства аутистического спектра (РАС).
  • Тревожные расстройства.
  • Астенический и церебрастенический синдромы (повышенная утомляемость).
  • Нарушения слуха (нейросенсорная тугоухость).
  • Специфические трудности обучения (дислексия, дисграфия и др.), не связанные с СДВГ.
  • Особенности темперамента или воспитания, проявляющиеся высокой двигательной активностью.
  • Побочные эффекты некоторых лекарственных препаратов.
  • Другие неврологические, психиатрические или наследственные заболевания.

Лечение

Лечение СДВГ является комплексным и мультимодальным, направленным на уменьшение выраженности симптомов, повышение адаптивных возможностей ребенка и улучшение его социального функционирования.

Основные направления лечения:

  • Коррекция поведения: Включает создание благоприятной семейной обстановки, соблюдение режима дня, организацию рабочего места ребенка. Рекомендуются занятия, способствующие саморегуляции (например, плавание, езда на велосипеде). Важно создавать ситуации успеха для повышения самооценки и учебной мотивации.
  • Психотерапия: Применяются различные методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия, семейная психотерапия, тренинги для родителей.
  • Лекарственная терапия: Назначается при неэффективности немедикаментозных методов. Могут использоваться различные группы препаратов (психостимуляторы, ноотропы, антидепрессанты и др.) для коррекции нейрохимического дисбаланса. Фармакотерапия обычно требует длительного применения.
  • Аппаратные методы: К перспективным направлениям относятся БОС-терапия (биологическая обратная связь) и транскраниальная микрополяризация, которые могут помочь в улучшении саморегуляции и стабилизации психофизиологических функций.

Программа лечения подбирается индивидуально для каждого пациента с учетом его возраста, особенностей симптоматики и сопутствующих нарушений.

Прогноз и профилактика

Прогноз при СДВГ зависит от множества факторов, включая своевременность диагностики, степень выраженности симптомов и адекватность проводимой терапии.

При правильно организованной комплексной коррекции до 50% детей с СДВГ "перерастают" основные симптомы к подростковому или взрослому возрасту. Однако у значительной части пациентов симптомы сохраняются во взрослой жизни, хотя их проявления могут меняться.

Специфических мер первичной профилактики СДВГ не разработано, поскольку точные причины заболевания не полностью изучены. Однако снижение воздействия известных факторов риска (осложнения беременности и родов, неблагоприятный семейный климат) может иметь значение. Для профилактики развития вторичных проблем (асоциальное поведение, низкая самооценка) детям с СДВГ крайне важна поддержка, понимание и структурированная помощь со стороны взрослых.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Что такое СДВГ?

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это расстройство развития, проявляющееся проблемами с вниманием, чрезмерной активностью и импульсивностью.

В каком возрасте обычно проявляется СДВГ?

Симптомы СДВГ обычно становятся заметны в дошкольном или младшем школьном возрасте.

Какие основные симптомы СДВГ?

Триада симптомов: невнимательность (трудности с концентрацией), гиперактивность (чрезмерная подвижность) и импульсивность (действия без обдумывания).

СДВГ бывает только у детей?

Нет, у примерно половины людей симптомы СДВГ могут сохраняться во взрослом возрасте.

Каковы причины СДВГ?

Считается, что СДВГ вызван сочетанием генетических, биологических (связанных с особенностями развития мозга) и психосоциальных факторов.

Как диагностируют СДВГ?

Диагностика основывается на оценке поведения по специальным критериям, сборе анамнеза, психологическом тестировании. Могут использоваться оценочные шкалы и ЭЭГ.

Можно ли вылечить СДВГ?

Полностью "вылечить" СДВГ в смысле полного исчезновения всех симптомов не всегда возможно, но комплексное лечение (медикаментозное, психотерапия, коррекция поведения) помогает значительно уменьшить проявления и улучшить качество жизни.

Какие методы лечения СДВГ существуют?

Лечение включает коррекцию поведения, психотерапию (например, КПТ, семейная терапия), при необходимости — медикаментозную терапию и аппаратные методы (БОС-терапия).

Может ли ребенок с СДВГ хорошо учиться?

СДВГ часто создает трудности в обучении из-за проблем с вниманием и усидчивостью, но при адекватной поддержке и коррекции ребенок может успешно осваивать учебную программу.

Отказ от ответственности

Информация в данной статье предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является руководством к самодиагностике или самолечению. При появлении любых симптомов заболевания необходимо незамедлительно обратиться за медицинской помощью к квалифицированному специалисту.

Дата публикации: 30.04.25