Энциклопедия здоровья МОСЛОР

Специфические расстройства развития школьных навыков

Специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН) представляют собой группу нарушений, которые влияют на способность ребенка приобретать и использовать академические навыки, такие как чтение, письмо и счет. Эти расстройства не связаны с общим уровнем интеллектуального развития, проблемами со слухом или зрением, а обусловлены специфическими трудностями в обработке когнитивной информации, необходимой для успешного обучения.

Содержание

Общие сведения

Специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН) – это нарушения, затрагивающие формирование ключевых учебных компетенций, таких как умение читать, писать и выполнять математические операции. Они коренятся в особенностях процессов обработки когнитивной информации мозгом. Эти состояния отличаются от общих трудностей в обучении, вызванных умственной отсталостью или задержкой психического развития.

Клинические проявления

СРРШН проявляются в виде стойкого отставания в освоении определенных школьных навыков по сравнению с возрастными нормами и общим интеллектуальным развитием ребенка. К типичным проявлениям относятся:

  • Затруднения в овладении навыками счета и выполнении арифметических действий.
  • Трудности с чтением, включая медленный темп, ошибки при чтении, плохое понимание прочитанного.
  • Проблемы с письмом, в том числе сложности с переводом устной речи в письменную форму и выражением своих мыслей на письме.

Эти трудности становятся особенно заметными с началом обучения в школе и могут нарастать по мере усложнения учебной программы.

Что не относится к СРРШН

Важно понимать, что СРРШН являются самостоятельными нарушениями и не диагностируются в случаях, когда проблемы с обучением вызваны другими факторами. К таким факторам, которые необходимо исключить при постановке диагноза СРРШН, относятся:

  • Умственная отсталость (олигофрения).
  • Задержка психического развития (ЗПР).
  • Тяжелые патологии или травмы центральной нервной системы (ЦНС).

Диагностика СРРШН требует тщательного дифференциального подхода.

Диагностика

Диагностика специфических расстройств развития школьных навыков является комплексным процессом и проводится специалистами, как правило, психиатром, нейропсихологом и патопсихологом. Процесс диагностики включает:

  • Клиническое обследование психиатром: Врач оценивает общее психическое состояние ребенка, собирает анамнез развития, выявляет наличие сопутствующих состояний.
  • Нейропсихологические пробы: Используются для оценки состояния высших психических функций, связанных с обучением (внимание, память, мышление, речевые функции, зрительно-моторная координация).
  • Патопсихологические тесты: Помогают выявить специфические нарушения когнитивных процессов, лежащих в основе трудностей в чтении, письме и счете.

На основании результатов всех проведенных исследований ставится окончательный диагноз.

Лечение и коррекция

Лечение специфических расстройств развития школьных навыков носит коррекционный характер и направлено на преодоление имеющихся трудностей и развитие необходимых учебных навыков. Основные методы коррекции включают:

  • Нейропсихологическая коррекция: Направлена на развитие и компенсацию нарушенных или недостаточно сформированных высших психических функций через специальные упражнения и методики.
  • Коррекция обучением: Индивидуально подобранные образовательные программы и методы обучения, учитывающие специфические трудности ребенка, помогают освоить школьную программу и развить навыки чтения, письма и счета.

Важным компонентом успешной коррекции является раннее выявление расстройств и начало целенаправленной работы с ребенком.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Что такое СРРШН?

СРРШН – это специфические расстройства развития школьных навыков, которые влияют на способность ребенка учиться читать, писать и считать.

В чем разница между СРРШН и умственной отсталостью?

СРРШН затрагивают отдельные учебные навыки при сохранном общем интеллектуальном развитии, тогда как умственная отсталость характеризуется общим снижением интеллектуальных способностей.

Какие специалисты занимаются диагностикой СРРШН?

Диагностику проводят психиатр, нейропсихолог и патопсихолог.

Можно ли вылечить СРРШН?

СРРШН не являются болезнью в традиционном смысле, но поддаются коррекции с помощью специальных методов обучения и нейропсихологических занятий.

В каком возрасте обычно проявляются СРРШН?

Проявления становятся заметны с началом школьного обучения.

Отказ от ответственности

Информация, представленная в данной статье, носит исключительно ознакомительный характер и не является заменой профессиональной консультации специалиста (психиатра, нейропсихолога, патопсихолога) по вопросам диагностики и коррекции специфических расстройств развития школьных навыков. При подозрении на наличие таких расстройств у ребенка необходимо обратиться за квалифицированной помощью. Не занимайтесь самодиагностикой или самолечением.

Дата публикации: 30.04.25