Энциклопедия здоровья МОСЛОР

Расстройства привязанности у детей

Расстройства привязанности у детей – это группа психических нарушений, возникающих в результате серьезного дефицита заботы, эмоционального пренебрежения или социальной депривации в младенческом и раннем детском возрасте. Нормальное формирование привязанности – это глубокая эмоциональная связь, которая устанавливается между ребенком и его основным заботящимся взрослым (обычно родителем) в течение первых лет жизни. Эта связь является фундаментом для последующего социального, эмоционального и когнитивного развития ребенка, обеспечивает чувство безопасности и доверия к миру. При отсутствии условий для формирования здоровой привязанности, например, в учреждениях интернатного типа, при частой смене опекунов или при жестоком обращении, у ребенка могут развиваться серьезные нарушения в способности строить близкие отношения и регулировать свое поведение.

Содержание

Общие сведения и понятие привязанности

Теория привязанности, разработанная психологом Джоном Боулби, описывает врожденную потребность младенца в формировании крепкой эмоциональной связи с заботящимся взрослым. Эта связь обеспечивает выживание и безопасность ребенка, а также служит основой для исследования окружающего мира. Надежная привязанность формируется, когда взрослый чутко и последовательно реагирует на потребности ребенка.

Расстройства привязанности отличаются от просто неблагополучных стилей привязанности (таких как тревожная, избегающая или дезорганизованная привязанность, которые могут возникать при менее выраженных нарушениях заботы). Расстройства привязанности являются более тяжелыми патологиями, развивающимися в условиях крайне недостаточной заботы, и требуют клинического диагноза.

Международные классификации болезней (DSM-5 и МКБ-11) выделяют два основных типа расстройств привязанности, которые четко отличаются по своим проявлениям, хотя и имеют общую причину – неадекватные условия воспитания в раннем детстве.

Причины и факторы риска развития

Основной и единственной причиной развития расстройств привязанности у детей является история крайне недостаточной заботы или социальной депривации в младенческом и раннем детском возрасте (до 5 лет). К факторам риска относятся:

  • Серьезное социальное пренебрежение: Стойкое отсутствие удовлетворения базовых эмоциональных потребностей ребенка в комфорте, стимуляции и заботе со стороны заботящегося взрослого.
  • Серьезная депривация физических потребностей: Отсутствие адекватного питания, гигиены, медицинского обслуживания.
  • Частая смена основных заботящихся взрослых: Повторяющиеся изменения в первичных опекунах (например, в системе приемных семей или при частой смене персонала в учреждениях), что не позволяет сформироваться стабильной привязанности.
  • Воспитание в условиях, резко ограничивающих возможности для формирования избирательной привязанности: Например, в учреждениях интернатного типа с высоким соотношением числа детей к числу персонала.

Эти условия нарушают нормальное взаимодействие между ребенком и взрослым, необходимое для здорового формирования привязанности.

Типы расстройств привязанности

Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM-5), выделяют два специфических типа расстройств привязанности:

  • Реактивное расстройство привязанности (РРП): Характеризуется подавленным, эмоционально отстраненным поведением по отношению к заботящимся взрослым.
  • Расторможенное расстройство социального взаимодействия (РРСВ): Проявляется избыточной расторможенностью и неадекватно фамильярным поведением по отношению к незнакомым взрослым.

Важно отметить, что эти два расстройства представляют собой разные, хотя и вызванные схожими причинами, поведенческие паттерны. У ребенка может быть либо одно, либо другое расстройство, но не оба одновременно.

Симптомы реактивного расстройства привязанности

Реактивное расстройство привязанности (РРП) проявляется в раннем детстве (обычно до 5 лет) и характеризуется стойкой моделью поведения, при которой ребенок демонстрирует подавленное, эмоционально отстраненное поведение по отношению к заботящимся взрослым. Основные симптомы включают:

  • Минимальное стремление к поиску утешения: Ребенок редко ищет комфорта у заботящегося взрослого, когда испытывает дистресс (страх, боль, грусть).
  • Минимальная реакция на попытки утешения: Если взрослый пытается успокоить ребенка, ребенок реагирует слабо или вовсе не реагирует.
  • Ограниченная социальная и эмоциональная отзывчивость: Ребенок может казаться отстраненным, мало проявляет положительные эмоции по отношению к окружающим, редко улыбается или смеется во взаимодействии.
  • Эпизоды необъяснимой раздражительности, грусти или боязливости: Эти эмоции могут проявляться даже во время обычных, не угрожающих взаимодействий с заботящимися взрослыми.
  • Нарушения в эмоциональной регуляции.

Дети с РРП часто выглядят несчастными, напуганными или тревожными. Они могут быть настороженными и не доверять окружающим. РРП ассоциируется с историей серьезного пренебрежения со стороны основного заботящегося взрослого.

Симптомы расторможенного расстройства социального взаимодействия

Расторможенное расстройство социального взаимодействия (РРСВ) также развивается в раннем детстве и характеризуется стойкой моделью поведения, при которой ребенок демонстрирует неадекватно фамильярное и расторможенное поведение по отношению к незнакомым взрослым. Основные симптомы включают:

  • Отсутствие сдержанности в подходе и взаимодействии с незнакомыми взрослыми: Ребенок легко подходит к незнакомым людям, начинает разговор или физический контакт без должной осторожности.
  • Чрезмерно фамильярное вербальное или физическое взаимодействие: Ребенок может обнимать, гладить, сидеть на коленях у незнакомого человека, задавать личные вопросы или рассказывать личную информацию без стеснения.
  • Готовность уйти с незнакомым взрослым: Ребенок может легко согласиться уйти с незнакомым человеком с минимальным или полным отсутствием колебаний.
  • Отсутствие или снижение попыток обратиться к заботящемуся взрослому после отлучки незнакомца: В отличие от детей с нормальной привязанностью, которые после ухода незнакомого человека ищут подтверждения безопасности у своего опекуна, дети с РРСВ могут не демонстрировать такого поведения.

Дети с РРСВ могут казаться общительными и открытыми, но их "общительность" не избирательна и проявляется по отношению ко всем подряд, включая незнакомцев. Это поведение не является проявлением истинной глубокой связи, а скорее свидетельствует о нарушении способности формировать избирательные отношения и понимать социальные границы. РРСВ ассоциируется с историей воспитания в условиях, когда у ребенка не было возможности сформировать стабильные избирательные привязанности (например, в больших учреждениях интернатного типа).

Диагностика

Диагностика расстройств привязанности у детей требует тщательного обследования, проводимого квалифицированным специалистом в области психического здоровья детей и подростков (детским психиатром, психологом, психотерапевтом), имеющим опыт работы с проблемами раннего развития и травмы.

Ключевые компоненты диагностики:

  • Подробный сбор анамнеза: Жизненно важно получить максимально полную информацию об условиях воспитания ребенка в раннем возрасте, наличии периодов недостаточной заботы, смены опекунов, жизни в учреждениях интернатного типа.
  • Клиническое наблюдение: Врач наблюдает за поведением ребенка во взаимодействии с его заботящимся взрослым и с незнакомым человеком для оценки специфических паттернов поведения, характерных для РРП или РРСВ.
  • Интервью с заботящимися взрослыми: Подробный опрос родителей, приемных родителей, опекунов или персонала учреждения об особенностях поведения ребенка, его реакциях, способах взаимодействия.
  • Психодиагностические методики: Могут использоваться специальные шкалы и опросники для оценки поведения ребенка, его эмоционального состояния, особенностей взаимодействия с близкими и незнакомыми.
  • Исключение других расстройств: Важно провести дифференциальную диагностику с другими состояниями, которые могут иметь схожие проявления, такими как расстройства аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), интеллектуальная недостаточность, тревожные расстройства, последствия травмы.

Для постановки диагноза расстройства привязанности необходимо наличие документально подтвержденной или достоверно установленной истории недостаточной заботы.

Лечение и коррекция

Основным и наиболее важным направлением в лечении расстройств привязанности является обеспечение стабильной, безопасной и заботливой среды воспитания для ребенка. Никакие другие методы не будут эффективны без этого базового условия.

Основные компоненты лечения:

  • Помещение ребенка в стабильную семью: Если ребенок находится в учреждении или в нестабильной приемной семье, важнейшим шагом является поиск постоянной и заботливой семьи.
  • Психотерапия, ориентированная на отношения привязанности:
    • Терапия, сфокусированная на взаимоотношениях родитель-ребенок: Например, Parent-Child Interaction Therapy (PCIT), где специалист помогает родителю и ребенку наладить позитивное взаимодействие.
    • Травма-информированная терапия: Если недостаточная забота сочеталась с травматическими переживаниями.
    • Игровая терапия: Для детей младшего возраста, помогает выразить эмоции и переживания.
  • Работа с заботящимися взрослыми (родителями, опекунами): Психологическое консультирование и поддержка, обучение навыкам чуткого и последовательного реагирования на потребности ребенка, понимание особенностей поведения, связанных с нарушением привязанности.
  • Лечение сопутствующих проблем: Коррекция нарушений поведения, тревожности, задержек развития, если они присутствуют.
  • Медикаментозная терапия: Не существует специфических лекарств для лечения самого расстройства привязанности. Медикаменты могут назначаться для купирования сопутствующих симптомов, таких как выраженная тревожность, агрессия или нарушения сна, но только в рамках комплексного плана лечения.

Лечение расстройств привязанности требует времени, терпения и комплексного подхода со стороны специалистов и семьи.

Прогноз и профилактика

Прогноз при расстройствах привязанности вариабелен и зависит от нескольких факторов:

  • Возраст начала вмешательства: Чем раньше обеспечены благоприятные условия воспитания и начато лечение, тем лучше прогноз.
  • Длительность и тяжесть периода недостаточной заботы: Более длительная и выраженная депривация связана с худшим прогнозом.
  • Качество и стабильность последующей среды воспитания: Жизнь в заботливой и поддерживающей семье значительно улучшает шансы на восстановление.
  • Наличие сопутствующих проблем: Когнитивные нарушения, другие психические расстройства могут усложнять процесс коррекции.

Реактивное расстройство привязанности (РРП) считается более устойчивым к лечению, чем расторможенное расстройство социального взаимодействия (РРСВ). Без адекватного вмешательства расстройства привязанности могут сохраняться в более старшем возрасте и приводить к серьезным проблемам в межличностных отношениях, социальной адаптации, эмоциональной сфере и поведении.

Профилактика расстройств привязанности сводится к предотвращению условий недостаточной заботы и депривации в раннем детстве. Это включает:

  • Поддержка семей: Социальные программы, помощь родителям в трудных жизненных ситуациях для предотвращения пренебрежения и жестокого обращения с детьми.
  • Раннее выявление и вмешательство: Системы здравоохранения и социальной защиты должны своевременно выявлять семьи в группе риска и оказывать им поддержку.
  • Улучшение условий в учреждениях интернатного типа: Обеспечение стабильности персонала, максимальное снижение соотношения числа детей к числу воспитателей, создание условий для формирования избирательных отношений.
  • Приоритет семейных форм устройства детей-сирот: Усыновление, опека, приемные семьи являются предпочтительными формами устройства по сравнению с учреждениями интернатного типа.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Что такое расстройство привязанности у ребенка?

Это нарушение способности ребенка формировать здоровые эмоциональные связи с близкими людьми, которое возникает из-за недостатка заботы или частой смены опекунов в раннем детстве.

Почему это происходит?

Главная причина – ребенок не получил достаточного эмоционального тепла, заботы и стабильного взаимодействия со взрослым в первые годы жизни.

Какие бывают типы расстройств привязанности?

Выделяют реактивное расстройство привязанности (ребенок отстранен от близких) и расторможенное расстройство социального взаимодействия (ребенок слишком легко и без осторожности общается с незнакомцами).

Как проявляется реактивное расстройство привязанности?

Ребенок может быть замкнутым, не искать утешения у родителей, казаться отстраненным и мало проявлять эмоции.

Как проявляется расторможенное расстройство социального взаимодействия?

Ребенок может быть чрезмерно дружелюбным со всеми подряд, включая незнакомцев, легко вступать с ними в физический контакт и даже быть готовым уйти с ними.

Можно ли перепутать расстройство привязанности с аутизмом?

Некоторые проявления могут быть похожи, но это разные состояния. Врач-специалист сможет провести точную диагностику.

Как диагностируют расстройство привязанности?

Врач собирает полную историю жизни ребенка, наблюдает за его поведением с близкими и незнакомыми, разговаривает с родителями или опекунами.

Как лечат расстройства привязанности?

Самое важное – обеспечить ребенку стабильную, безопасную и любящую семью. Также используется психотерапия (индивидуальная и семейная), направленная на построение здоровых отношений.

Есть ли лекарства для лечения?

Самого расстройства привязанности лекарствами не лечат. Медикаменты могут назначаться только для снятия некоторых сопутствующих симптомов, например, сильной тревожности.

Каковы шансы на выздоровление?

Шансы выше, если лечение начато рано, условия жизни ребенка стали стабильными и он попал в заботливую семью. Полное "выздоровление" может быть сложным, но можно значительно улучшить адаптацию ребенка.

Отказ от ответственности

Информация, представленная в данной статье, носит исключительно ознакомительный характер и не является медицинским советом. Диагностику и лечение расстройств привязанности у детей должен проводить только квалифицированный специалист в области психического здоровья детей и подростков (детский психиатр, клинический психолог, психотерапевт). Не занимайтесь самодиагностикой или самолечением. При появлении у ребенка серьезных проблем в поведении, взаимодействии с окружающими или подозрении на последствия недостаточной заботы, незамедлительно обратитесь за профессиональной медицинской помощью.

Дата публикации: 1.05.25