Энциклопедия здоровья МОСЛОР

Детские афазии

Детские афазии представляют собой группу нарушений речи, которые возникают у детей после периода нормального речевого развития и характеризуются частичной или полной потерей ранее сформированных речевых навыков. В отличие от алалии или дисфазии развития, при которых речь изначально формируется с задержкой или нарушением, детские афазии являются приобретенными расстройствами речи, связанными с локальным поражением головного мозга. Причины таких поражений могут быть различными, включая черепно-мозговые травмы, инсульты (даже у детей), инфекционные заболевания центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты), опухоли головного мозга, сосудистые мальформации. Спектр речевых нарушений при детских афазиях широк и может затрагивать как экспрессивную речь (способность говорить, строить фразы, подбирать слова), так и импрессивную речь (способность понимать обращенную речь), а также письмо и чтение. Детские афазии часто сопровождаются другими неврологическими и когнитивными нарушениями. Прогноз и возможности реабилитации при детских афазиях зависят от причины и локализации поражения мозга, возраста ребенка и своевременности начала коррекционных занятий.

Содержание:

Общие сведения о детских афазиях

Детские афазии являются относительно редким явлением по сравнению с другими нарушениями речевого развития. Их распространенность связана с частотой заболеваний и травм головного мозга в детском возрасте. Особенностью детского мозга является его высокая пластичность, что дает хорошие шансы на восстановление утраченных функций, включая речь, особенно при своевременном и адекватном реабилитационном воздействии. Однако, чем старше ребенок, тем более структурированными становятся речевые зоны мозга, и тем сложнее компенсация после их повреждения. Детские афазии требуют междисциплинарного подхода к диагностике и лечению с участием неврологов, логопедов, психологов, нейропсихологов. Важно отличать приобретенные афазии от врожденных или рано проявившихся нарушений речевого развития, так как подходы к диагностике и коррекции будут различаться.

Причины и факторы риска

Детские афазии всегда являются следствием повреждения определенных областей головного мозга, отвечающих за речевую функцию.

Основные причины и факторы риска:

  • Черепно-мозговые травмы (ЧМТ): Являются одной из наиболее частых причин детских афазий, особенно у детей старшего возраста. Тяжесть и локализация травмы определяют характер речевых нарушений.
  • Церебральные инсульты: Могут возникать у детей как вследствие врожденных пороков сосудов, так и при заболеваниях крови, инфекциях, травмах. Инсульты, поражающие левое полушарие мозга (доминантное по речи у большинства правшей), являются частой причиной афазий.
  • Инфекционные заболевания центральной нервной системы: Менингиты (воспаление оболочек мозга), энцефалиты (воспаление вещества мозга), абсцессы головного мозга.
  • Опухоли головного мозга: Особенно если они расположены в речевых зонах или сдавливают их.
  • Эпилепсия: Некоторые формы эпилепсии, такие как синдром Ландау-Клеффнера, могут проявляться приобретенной эпилептической афазией.
  • Хирургические вмешательства на головном мозге: В области речевых зон.
  • Сосудистые мальформации: Аномалии развития кровеносных сосудов головного мозга, которые могут приводить к кровоизлияниям или ишемии.

Риск развития детских афазий связан с вероятностью возникновения данных патологий в детском возрасте.

Патогенез и механизм развития

Патогенез детских афазий связан с локальным повреждением корковых и подкорковых структур головного мозга, участвующих в процессах формирования, восприятия и воспроизведения речи.

Механизм развития:

  • Поражение речевых зон коры головного мозга: У большинства правшей речевые функции локализованы в левом полушарии, в так называемых зонах Брока (отвечает за моторную, экспрессивную речь) и Вернике (отвечает за сенсорную, импрессивную речь). Повреждение этих или других, связанных с ними зон, приводит к различным формам афазии.
  • Поражение подкорковых структур: Таламус, базальные ганглии, белое вещество, соединяющее различные области мозга, также играют важную роль в речевой деятельности. Их повреждение может приводить к нарушениям речи.
  • Нарушение связей между речевыми зонами: Повреждение путей белого вещества, соединяющих зоны Брока и Вернике (например, дугообразного пучка), может приводить к кондуктивной афазии.
  • Диашиз: При остром поражении мозга, помимо прямого повреждения, может наблюдаться временное угнетение функции удаленных, но связанных с пораженным участком зон мозга.
  • Перестройка нейронных сетей: Детский мозг обладает высокой пластичностью, и после повреждения может происходить частичная или полная перестройка нейронных сетей, компенсация утраченных функций за счет других, неповрежденных областей мозга (например, правого полушария).

Характер и выраженность речевых нарушений зависят от локализации, размера и тяжести поражения мозга, а также от возраста ребенка.

Клинические формы и проявления детских афазий

Клинические проявления детских афазий разнообразны и зависят от того, какие именно структуры мозга были повреждены. У детей классификация афазий может отличаться от таковой у взрослых, так как речевые зоны находятся в процессе формирования.

Основные клинические формы и проявления:

1. Экспрессивные (моторные) афазии:

  • Нарушение способности говорить, строить фразы.
  • Речь может быть замедленной, состоять из отдельных слов или коротких, грамматически неправильных фраз (телеграфный стиль).
  • Трудности с подбором слов (аномия).
  • Повторение одних и тех же слов или фраз (персеверации).
  • Понимание речи, как правило, сохранено или нарушено незначительно.

2. Импрессивные (сенсорные) афазии:

  • Нарушение способности понимать обращенную речь.
  • Ребенок может слышать звуки, но не понимает их значения.
  • Собственная речь может быть беглой, но бессмысленной, с большим количеством ошибок в словах (парафазии) и заменой слов (вербальные парафазии).
  • Отсутствие осознания своего речевого дефекта.

3. Смешанные афазии:

  • Сочетание нарушений экспрессивной и импрессивной речи различной степени выраженности.
  • Наиболее частая форма у детей.

4. Глобальная афазия:

  • Наиболее тяжелая форма. Почти полная потеря способности говорить и понимать речь.

5. Синдром Ландау-Клеффнера (приобретенная эпилептическая афазия):

  • Редкая форма детской афазии, связанная с эпилептической активностью в речевых зонах мозга.
  • Характеризуется внезапным или постепенным развитием импрессивной афазии (потеря понимания речи) у ребенка с нормальным речевым развитием.
  • Часто сопровождается эпилептическими приступами (не всегда заметными).

Помимо собственно речевых нарушений, у детей с афазией могут наблюдаться:

  • Нарушения чтения (алексия) и письма (аграфия).
  • Нарушения счета (акалькулия).
  • Нарушения памяти, внимания, мышления.
  • Эмоциональные и поведенческие нарушения (раздражительность, плаксивость, агрессивность).

Клиническая картина может меняться со временем в процессе восстановления или прогрессирования основного заболевания.

Диагностика

Диагностика детских афазий требует комплексного обследования, включающего оценку неврологического статуса, речевых и неречевых функций, а также визуализирующие методы исследования головного мозга.

Основные этапы диагностики:

  • Сбор анамнеза: Детальное выяснение хода речевого развития ребенка до заболевания, обстоятельств возникновения заболевания или травмы, динамики симптомов, наличия сопутствующих неврологических нарушений.
  • Неврологический осмотр: Оценка состояния черепно-мозговых нервов, двигательной и чувствительной сфер, координации, рефлексов.
  • Логопедическое обследование: Проводится специальное тестирование для оценки различных сторон речевой деятельности: понимания речи, активной речи (связная речь, повторение слов и фраз, называние предметов), чтения, письма. Оценивается характер и выраженность речевого дефекта.
  • Нейропсихологическое обследование: Оценка высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие) для выявления сопутствующих когнитивных нарушений.
  • Визуализирующие методы исследования головного мозга:
    • Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга: Наиболее информативный метод для выявления структурных изменений (очаги инсульта, травмы, опухоли, воспалительные изменения) в области речевых зон.
    • Компьютерная томография (КТ) головного мозга: Используется для выявления кровоизлияний, переломов костей черепа.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ): Регистрация электрической активности головного мозга. Обязательно при подозрении на синдром Ландау-Клеффнера для выявления эпилептиформной активности.
  • Лабораторные исследования: Анализы крови и цереброспинальной жидкости (при инфекционных заболеваниях).
  • Консультации смежных специалистов: Нейрохирурга (при опухолях, гематомах), инфекциониста (при энцефалитах).

Лечение и реабилитация

Лечение детских афазий является комплексным и включает лечение основного заболевания, вызвавшего поражение мозга, и интенсивную реабилитационную работу, направленную на восстановление утраченных речевых и когнитивных функций.

Основные направления лечения:

  • Лечение основного заболевания:
    • При травмах, инсультах, инфекциях – лечение острого состояния в соответствии с протоколами.
    • При опухолях – хирургическое удаление, химио- или лучевая терапия.
    • При эпилепсии (синдром Ландау-Клеффнера) – противосудорожная терапия, направленная на подавление эпилептической активности (иногда используются кортикостероиды, иммуносупрессоры).
  • Логопедическая реабилитация: Является основным методом восстановления речи. Занятия проводятся логопедом-афазиологом. Используются специальные методики, направленные на:
    • Восстановление понимания речи.
    • Стимуляцию экспрессивной речи (артикуляционная гимнастика, работа над звукопроизношением, расширение словарного запаса, построение фраз).
    • Восстановление чтения и письма.
    • Использование альтернативных средств коммуникации при тяжелой афазии (карточки, жесты, коммуникаторы).
  • Нейропсихологическая коррекция: Занятия с нейропсихологом для восстановления нарушенных когнитивных функций (память, внимание, мышление).
  • Медикаментозная терапия: Назначаются препараты, улучшающие мозговое кровообращение и метаболизм в нервных клетках (ноотропы, нейропротекторы, витамины группы В). Эффективность этих препаратов при афазии до конца не доказана.
  • Физиотерапевтические методы: Могут использоваться для стимуляции функций мозга.
  • Психологическая помощь: Работа с ребенком и его родителями для преодоления психологических трудностей, связанных с речевым дефектом.

Реабилитационная работа должна быть интенсивной, систематической и начинаться как можно раньше после стабилизации состояния ребенка.

Прогноз

Прогноз при детских афазиях вариабелен и зависит от множества факторов. При легких поражениях мозга, особенно у детей младшего возраста, с высокой пластичностью нервной системы, возможно полное или почти полное восстановление речи. При более обширных или тяжелых поражениях, а также при прогрессирующих заболеваниях, речевой дефект может сохраняться в той или иной степени. Возраст ребенка имеет большое значение: чем младше ребенок, тем выше компенсаторные возможности мозга. Своевременное начало реабилитационных мероприятий значительно улучшает прогноз. При синдроме Ландау-Клеффнера прогноз для речи менее благоприятный, но при успешном контроле эпилептической активности возможно частичное восстановление. Детские афазии могут оказывать влияние на успеваемость в школе и социальную адаптацию ребенка.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Что такое детская афазия?

Это когда ребенок, который уже умел говорить, читать или писать, частично или полностью теряет эти навыки из-за повреждения головного мозга.

Почему у ребенка может возникнуть афазия?

Из-за травмы головы, инсульта, инфекции мозга (менингит, энцефалит), опухоли или некоторых форм эпилепсии.

Чем детская афазия отличается от задержки речевого развития?

При задержке речевого развития речь изначально формируется неправильно или с опозданием. При афазии речь уже была, но потом утратилась.

Какие бывают виды детских афазий?

Бывают моторные (трудно говорить), сенсорные (трудно понимать речь), смешанные (и то, и другое), а также особая форма при эпилепсии (синдром Ландау-Клеффнера).

Какие симптомы при детской афазии?

Ребенок может с трудом подбирать слова, строить фразы, повторять слова. Или он может не понимать, что ему говорят. Могут быть проблемы с чтением и письмом.

Как диагностируют детскую афазию?

Врач (невролог, логопед) проводит обследование речи и других функций. Обязательно делают МРТ или КТ головного мозга, чтобы найти причину, и иногда ЭЭГ (при эпилепсии).

Как лечат детскую афазию?

Лечат основную болезнь. Самое важное – занятия с логопедом и нейропсихологом для восстановления речи и других навыков. Могут назначать лекарства.

Можно ли полностью восстановить речь?

Зависит от того, насколько сильное повреждение мозга и в каком возрасте оно произошло. У маленьких детей шансов больше. Ранние и регулярные занятия очень важны.

Что такое синдром Ландау-Клеффнера?

Это редкая форма афазии у детей, связанная с эпилепсией. Ребенок внезапно или постепенно теряет понимание речи.

Отказ от ответственности

Информация, представленная в данной статье, носит исключительно ознакомительный характер и не является руководством к самолечению. Детские афазии являются серьезным неврологическим состоянием, требующим обязательной квалифицированной специализированной медицинской помощи. При появлении у ребенка нарушений речи (потеря способности говорить или понимать речь), особенно после травмы, заболевания или приступов, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к врачу-неврологу и логопеду для проведения необходимого обследования, установления точной причины и разработки индивидуального плана лечения и реабилитации.

Дата публикации: 30.04.25