Энциклопедия здоровья МОСЛОР

Проверка слуха у детей: ранняя диагностика и методы

Проверка слуха у детей – это важнейшая часть обследования, направленная на выявление возможных нарушений слуховой функции с самого раннего возраста. Хороший слух является критически важным для нормального развития речи, мышления и социальных навыков ребенка. К сожалению, некоторые дети рождаются с нарушениями слуха, или тугоухость развивается у них в первые годы жизни. Раннее выявление и своевременная коррекция нарушений слуха позволяют предотвратить или минимизировать задержку речевого и психоречевого развития, обеспечивая ребенку полноценную жизнь.

В Российской Федерации проводится обязательный аудиологический скрининг новорожденных еще в родильном доме. Однако этот скрининг является лишь первым этапом и не всегда выявляет все случаи тугоухости. При подозрении на снижение слуха в любом возрасте или наличии факторов риска необходима более углубленная диагностика слуха у ребенка.

Когда необходимо проверить слух у ребенка

Аудиологическое обследование ребенка обязательно проводится в рамках аудиологического скрининга новорожденных. Дополнительная проверка слуха необходима, если:

  • Скрининг в роддоме не пройден на одно или оба уха.
  • Родители или педиатр подозревают снижение слуха у ребенка любого возраста.
  • У ребенка есть факторы риска развития тугоухости:
    • Наследственная предрасположенность (случаи тугоухости в семье).
    • Перенесенные тяжелые инфекционные заболевания (менингит, корь, краснуха, цитомегаловирусная инфекция).
    • Применение ототоксичных препаратов (некоторые антибиотики) в периоде новорожденности или раннем детстве.
    • Травмы головы.
    • Частые или хронические отиты (воспаления среднего уха).
    • Низкий вес при рождении, недоношенность.
    • Высокий уровень билирубина (желтуха) у новорожденных, потребовавший лечения.
    • Наличие некоторых генетических синдромов.
  • У ребенка отмечается задержка или нарушение речевого развития.
  • При наличии других состояний, которые могут ассоциироваться с нарушением слуха.

Признаки возможного снижения слуха у детей

Внимательные родители могут заметить признаки снижения слуха у ребенка на разных этапах развития. Некоторые из них:

  • У младенцев:
    • Не реагирует на громкие внезапные звуки (не вздрагивает, не моргает).
    • Не поворачивает голову к источнику звука после 4-6 месяцев.
    • Не гулит или не лепечет в положенном возрасте (к 6-8 месяцам).
    • Перестает произносить звуки или издает их монотонно.
  • У детей постарше:
    • Не отзывается на имя.
    • Часто переспрашивает.
    • Делает телевизор или радио слишком громко.
    • Не понимает простые просьбы или инструкции.
    • Испытывает трудности в понимании речи, особенно в шумной обстановке.
    • Говорит слишком громко или слишком тихо.
    • Имеет ограниченный словарный запас или проблемы с произношением звуков по сравнению со сверстниками.
    • Испытывает трудности в обучении (особенно чтению и письму).

Методы проверки слуха у детей в зависимости от возраста

Выбор метода аудиологического обследования у детей зависит прежде всего от возраста ребенка и его способности сотрудничать со специалистом. Используются как объективные, так и субъективные методы.

Объективные методы (для новорожденных и детей раннего возраста, не требуют активного участия):

  • Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ): Быстрый скрининговый метод, оценивающий функцию наружных волосковых клеток улитки (части внутреннего уха). Проводится в состоянии покоя или сна. В наружный слуховой проход вводится мягкий зонд, подается звуковой сигнал, и регистрируется ответ улитки. Наличие эмиссии свидетельствует о нормальной работе улитки на данной частоте.
  • Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП/АСВП - Auditory Brainstem Response/Auditory Steady State Response): Метод оценки проведения звуковой информации по слуховому нерву и стволу головного мозга. Проводится во сне (естественном или медикаментозном) или в очень спокойном состоянии. На голову ребенка накладываются электроды, через наушники или вкладыши подаются звуковые стимулы, и регистрируется электрическая активность мозга в ответ на звук. Позволяет определить пороги слуха у детей любого возраста.
  • Акустическая импедансометрия (Тимпанометрия и акустическая рефлексометрия): Оценивает состояние среднего уха, подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек, проходимость слуховой трубы и наличие акустических рефлексов. Проводится с помощью специального зонда, который герметично вводится в наружный слуховой проход. Важный метод для диагностики кондуктивной тугоухости, связанной с патологией среднего уха (например, экссудативный отит).

Субъективные методы (для детей, способных сотрудничать, обычно с 3-5 лет):

  • Визуальная игровая аудиометрия: Используется для детей 1-3 лет. Ребенок учится реагировать на звук поворотом головы в сторону источника звука или другого визуального стимула.
  • Игровая аудиометрия: Применяется у детей дошкольного возраста (обычно 3-5 лет). Исследование проводится в игровой форме: ребенок выполняет какое-либо действие (например, бросает игрушку в корзину, надевает кольцо на пирамидку) в ответ на услышанный звук. Позволяет определить пороги слуха на разных частотах.
  • Тональная пороговая аудиометрия: Аналогична аудиометрии у взрослых, но может проводиться в игровой форме или с использованием сигнальной кнопки у детей постарше. Определяет пороги слуха по воздушной и костной проводимости.
  • Речевая аудиометрия: Оценивает способность ребенка понимать речь при различной громкости. Могут использоваться адаптированные для детей речевые стимулы. Важна для оценки коммуникативных возможностей ребенка.

Как проводится проверка слуха у детей

Проведение аудиологического исследования у ребенка зависит от выбранного метода и возраста:

  • Объективные тесты (ОАЭ, КСВП) часто проводятся, когда ребенок спит или находится в спокойном состоянии. Младенцев могут обследовать во время естественного сна или после кормления. Важно, чтобы ребенок не плакал и не двигался во время регистрации ответов.
  • Субъективные тесты проводятся в звукоизолированной кабине. Ребенок сидит в кресле, на него надевают наушники (или используются вкладыши) или исследование проводится в свободном звуковом поле (без наушников, через колонки). Специалист подает звуковые стимулы и фиксирует реакцию ребенка в соответствии с инструкцией к тесту.

Подготовка ребенка к проверке слуха

Специальная подготовка зависит от типа исследования:

  • Для объективных тестов (ОАЭ, КСВП), требующих сна или спокойствия, постарайтесь, чтобы ребенок не спал перед исследованием и уснул непосредственно перед процедурой или во время нее. Можно покормить ребенка перед тестом, чтобы он уснул.
  • Перед любым аудиологическим исследованием желательно убедиться в отсутствии воспалительных процессов в наружном и среднем ухе (отита). При наличии насморка или заложенности носа также следует сообщить об этом врачу.
  • При подготовке ребенка к субъективным тестам, особенно игровой аудиометрии, можно заранее в игровой форме объяснить ему, что он будет слушать звуки и выполнять определенные действия.

Где можно проверить слух ребенку в России

Проверка слуха у детей проводится в различных медицинских учреждениях:

  • В родильных домах (первичный аудиологический скрининг).
  • В детских поликлиниках (повторный скрининг, направление к сурдологу).
  • В специализированных сурдологических центрах и отделениях больниц.
  • В частных клиниках и аудиологических центрах, располагающих соответствующим оборудованием для детей разного возраста.

Возможный дискомфорт и риски

Аудиологическое исследование слуха у детей является безопасной и безболезненной процедурой. Риски отсутствуют. Возможен минимальный дискомфорт при введении зонда в ухо при проведении ОАЭ или тимпанометрии.

Интерпретация результатов проверки слуха у детей

Результаты аудиологического обследования ребенка анализирует и интерпретирует врач-сурдолог-оториноларинголог или аудиолог. По итогам исследования выдается протокол или аудиограмма.

  • Объективные тесты (ОАЭ, КСВП) позволяют определить наличие или отсутствие реакции слуховой системы на звуковые стимулы и оценить пороги слуха.
  • Субъективные тесты (аудиометрия) дают более детальную информацию о порогах слуха на разных частотах, которые отображаются на аудиограмме.

На основании полученных данных специалист определяет:

  • Наличие или отсутствие нарушения слуха.
  • Тип тугоухости: кондуктивная (проблема звукопроведения в наружном/среднем ухе), сенсоневральная (проблема во внутреннем ухе или слуховом нерве), смешанная (сочетание) или аудиторная нейропатия (нарушение синхронной передачи сигнала по слуховому нерву).
  • Степень тугоухости: от легкой до глубокой или глухоты, выражается в децибелах (дБ).
  • Локализацию поражения в слуховой системе.

Интерпретация результатов проводится с учетом возраста ребенка, анамнеза, клинической картины и динамики при повторных обследованиях. При выявлении снижения слуха важно как можно раньше начать реабилитационные мероприятия, которые могут включать подбор слуховых аппаратов, кохлеарную имплантацию (при глубокой тугоухости), занятия со специалистами (сурдопедагогами, логопедами).

Отказ от ответственности

Информация, представленная в данной статье, носит исключительно ознакомительный характер и не должна использоваться для самодиагностики или самолечения. Проверка слуха у детей является медицинским обследованием, которое должно проводиться квалифицированными специалистами. Интерпретация его результатов, определение типа, степени и причин снижения слуха, а также постановка диагноза и назначение лечения или реабилитационных мероприятий могут осуществляться только квалифицированным медицинским специалистом (врачом-сурдологом-оториноларингологом, аудиолог) с учетом всей клинической картины, данных анамнеза и результатов других необходимых обследований. При наличии любых вопросов, связанных со слухом вашего ребенка, симптомами или его состоянием здоровья, обязательно обратитесь за профессиональной медицинской помощью.

Дата публикации: 23.04.25